Как быть готовым к любой управленческой ситуации? Пример.
Сегодня, в продолжение предыдущей статьи про методику анализа Владимира Тарасова на основании слоев картины мира, мы разбираем кейс с одного из чемпионатов России по управленческой борьбе. Изучив данный пример, вы сможете самостоятельно готовиться к самым сложным переговорам в жизни и бизнесе.
Ситуация:
«Очень известная компания совершенно неожиданно проиграла важный и очень крупный тендер. В службу безопасности компании вскоре поступила информация о том, что один из менеджеров тендерного отдела «сливает информацию» конкурентам, чему имеется множество косвенных свидетельств, но нет ни одного прямого доказательства.
Начальник службы безопасности доложил о ситуации Директору компании и Руководителю тендерного отдела, который был очень удивлён, поскольку речь шла об очень лояльном и эффективном Сотруднике, работающем в компании уже более пяти лет. Директор обозначил, что компания не может терять время на дополнительное расследование и рисковать новыми тендерами и контрактами, и поставил задачу уволить этого Сотрудника в кратчайшие сроки.»
Итак разберём ситуацию в семи слоях картины мира:
1) Технический слой
- Конфликт произошёл внутри компании. Скорее всего, на самой территории компании в офисном центре.
- В событиях принимают участие сотрудники тендерного отдела, сотрудники службы безопасности, руководство компании. Косвенно, сотрудники компании-конкурента.
- Какое оборудование используется? Как физически могла произойти утечка информации, в каком виде? Могли ли информацию вынести на флэшке или отправить по электронной почте и т.п.? Кто из сотрудников имеет к этому доступ?
- Какие приборы/программное обеспечение имеются в оснащении службы безопасности?
2) Правовой слой
В данной ситуации несколько правовых взаимоотношений.
- Работодатель – сотрудник: взаимоотношения регулируются трудовым кодексом. На основании каких статьей работодатель может уволить сотрудника? Должны ли быть прямые доказательства вины сотрудника? Имеет ли вообще работодатель право уволить своего сотрудника в данной ситуации?
- Фирма – тендерная площадка. Какими документами регулируются взаимоотношения фирмы с площадкой по проведению тендеров? Как юридически оформлены взаимоотношения, какие права и обязательства есть у фирмы? Может ли фирма обжаловать результат проведения торгов на тендерной площадке?
- Сама ситуация кражи информации. Может ли наступить ответственность по уголовному кодексу? Для кого? Какие санкции могут быть применены для сотрудника, для руководителя службы безопасности? Существует ли положение о коммерческой тайне? Попадает ли «слитая» информация под данное положение и пр.
3) Экономический слой
- Какова была сумма тендерного контракта? Сколько прибыли упустила фирма?
- Сколько работы было сделано в рамках подготовки к тендеру? Сколько это в деньгах?
- Кому выгодно было, чтобы фирма провалила тендер?
- Какую сумму мог получить сотрудник, который «слил» информацию?
- Какие убытки могут возникнуть у фирмы в случае увольнения сотрудника?
- Какие затраты несёт фирма на поддержание службы безопасности?
- Какую сумму можно получить в случае судебных разбирательств?
И др.
4) Психологический слой
- Чем руководствовался сотрудник, который передал информацию конкурентам? Жадность, зависть? Имели ли место месть или недовольство работой в компании?
- Если сотрудник не виноват, какие чувства и эмоции он может испытать, когда узнает, что его хотят уволить? Будет ли это гнев, ярость? Будет ли он защищать свои интересы или впадёт в депрессию и жалость к себе?
- Мог ли быть замешан в случившемся начальник службы безопасности? Каков его интерес? Имел ли место сговор между сотрудниками? Могли ли сотрудники выставить виноватым одного непричастного?
- Какими морально-этическими характеристиками обладает директор, начальник службы безопасности, сотрудники?
5) Технологический слой
- С помощью каких технологий обеспечивается подготовка к тендеру? Какие сотрудники имеют доступ к информации и каким образом?
- Какое программное обеспечение используют в организации?
- Какие есть внутренние регламенты?
- Каков процесс участия в тендерах (от и до)?
6) Этический слой
- Насколько этично будет уволить сотрудника в данной ситуации без подробных разбирательств? Какие могут быть последствия, негативные отзывы?
- Допустимо ли проявить психологическое давление на возможных участников процесса?
- Насколько этично воспримут сотрудники просьбу пройти детектор лжи?
И т.п.
7) Эстетический слой
Насколько данная компания поддерживает свой фирменный стиль? Какая форма у сотрудников, как оборудован офис: в фирменном стиле или нет?
Как вы видите, в каждом из слоёв существует множество вопросов. Я обозначил лишь часть из них. На самом деле вопросов может быть еще больше. Пусть это вас не пугает, ведь неверное решение в данной ситуации может стоить компании сотни миллионов рублей.
Подробно ответив на каждый вопрос, вы будете намного глубже видеть ситуацию и сможете прописать все возможные сценарии ее развития. Кроме того, у вас возникнет понимание, в каком из слоёв картины мира лучше всего провести переговоры – где у вас есть сильная позиция (если вы участник процесса).
Если вам интересно узнать больше приёмов в переговорах, заполните форму ниже и получите множество полезных материалов о продажах и переговорах уже через минуту!