Как снять нервное напряжение на деловой встрече?
Первый этап в любых переговорах - установление эмоционального контакта или "снятие напряжения"
Как избавиться от напряжения, практические советы ниже.
В начале встречи с деловым партнером или клиентом люди чувствуют огромное напряжение. В голове крутятся вопросы: «с чего начать разговор?», «какое я произведу впечатление?», «удастся ли разрешить дело так, как нужно?»… Если не снять напряжение, то фокус внимания собеседника будет минимальным. Более того, подобное состояние может привести к проигрышу сделки, срыву контракта и другим не желаемым последствиям.
Излишнее напряжение: что делать?
В первую очередь нужно достичь установления эмоционального контакта с собеседником. Оно сокращает дистанцию между вами, а благодаря этому, становится легче решать вопросы, ради которых вы и встречаетесь.
Обязательно нужно снижать в высокий уровень напряжения с новыми для вас людьми и тем более необходимо поддерживать эту сократившуюся дистанцию в общении с постоянными партнерами.
Инструменты и приемы снятия эмоционального напряжения
Первым из инструментов, помогающих сократить дистанцию, является разговор на личные темы. Под этим понимается беседа о не относящихся к делу и волнующих всех собеседников вещах. Таковыми, если говорить о совсем отвлеченных предметах, могут быть погода, природа, свежие высказывания известной личности… Повод для подобного разговора всегда существует в окружающем вас информационном пространстве – нужно только обратить внимание на происходящее и подумать, какие новости более всего подойдут к случаю. Разговор на смежные темы - это второй подвид «личных» бесед. Смежными, то есть напрямую не относящимися к причине встречи, я называю все, что касается деятельности человека, его бизнеса и так далее. Смежные темы помогут удачно и плавно перейти к делу.
Если вы знаете, что собеседник хорошо воспринимает юмор, - можно пошутить, даже рассказать анекдот: это сразу снимает напряжение и формирует положительный эмоциональный фон. Кроме того, хорошо снимает напряжение и хороший комплимент. В конце концов, даже просто улыбка и действительно, не притворно хорошее настроение помогают снять напряжение за 10-15 секунд – это зачастую отлично работает даже безо всяких отвлеченных разговоров.
Особенно любимая мной «фишка» - это обращение к экспертному мнению. Экспертом здесь должен выступать собеседник, а вы – обращаться к нему за советом. Большинство людей тут же с удовольствием начинает давать советы. Благодаря тому, что вы действительно интересуетесь личным мнением, лояльность, то есть уровень расположения собеседника к вам, повышается. Ниже примеры.
Люди любят давать советы - пользуйтесь этим!
Однажды я пришёл в агенство недвижимости для переговоров о корпоративном тренинге.
Пока мы ждали заместителя генерального директора, я воспользовался ситуацией и рассказал потенциальным партнёрам о том, что сделал перепланировку дома - совместил ванную и туалет, однако, не позаботился о том, чтобы это узаконить. Я спросил "как лучше всего поступить в данной ситуации?",и в ответ мой собеседник с удовольствием дал мне совет. Таким образом напряжение было почти полностью снято.
Повод для беседы есть всегда, нужно только настроиться, быть внимательным.
Второй пример: как то раз я приехал на крупный завод, на сложные(как тогда казалось) для себя переговоры. На проходной я заметил интересную статую - женщину в доспехах.
Я просил у девушки на ресепшене о ней, на что она ответила, что эта статуя подарена генеральному директору завода депутатом в честь праздника. Когда я пришёл на саму
встречу (а на встрече оказался не только генеральный директор, но и весь топ менеджмент), то первым делом спросил про статую, на что получил развёртнуй рассказ не менее чем на 10 минут. Напряжение было снято, благодаря этому переговоры прошли в позитивном ключе
Для удобства резюмирую приёмы снятия напряжения:
- Разговор на личные темы
- Юмор
- Простая улыбка и хорошее настроение
- Обращение к экспертному мнению
Ещё больше полезных материалов вы можете узнать читая и другие публикации на сайте