Клиент неправ: как корректно указать на ошибки
Иногда клиент ошибается и с уверенностью продолжает стоять на своём, но вы понимаете: если сделать так, как он хочет, будет хуже и для вас, и для него самого. Может сорваться проект, встанет оборудование, нужно будет всё переделывать, вы понесёте финансовые убытки и так далее.Как избежать неловкости и корректно добиться принятия верных решений?
Не нападайте на мнение клиента
Если клиент неправ, не стоит оспаривать его мнение напрямую, иначе вы можете сразу встретить сопротивление. В таком случае решить вопрос конструктивно будет крайне трудно.
Вместо этого поинтересуйтесь мнением клиента, постарайтесь вникнуть в суть и понять детали. Даже если клиент действительно неправ, вы покажете свою заинтересованность, а значит –повысите вероятность того, что и клиент проявит заинтересованность вашим мнением.
Действительно ли клиент неправ?
Прежде, чем аккуратно указывать клиенту на его ошибки, разберитесь в ситуации: а вдруг вам только кажется, что его взгляды неверны? Возможно, клиент лучше вас разбирается в собственной ситуации и на самом деле говорит о вполне «рабочих» решениях. Такие случаи нечасты, но все же и они имеют место. В ином случае – воспользуйтесь советами ниже.
Уточняющие вопросы - то, что нужно
Прежде чем указать на ошибку, задайте серию уточняющих вопросов. Желательно, чтобы вопрос побуждал клиента к размышлениям относительно его позиции:
“ Как вы считаете, что произойдёт, если…?”
“ К чему, по вашему мнению, может привести…?”
“ Раскройте мысль подробнее: как это приведёт к нужному результату?”
Таким образом логика клиента станет для вас яснее. В ходе рассуждения он сам может понять свою ошибку - это будет идеальным вариантом.
Я-высказывания - ваш друг!
Избежать конфронтации помогут правильные высказывания. Вместо слов «вы ошибаетесь, вы не правы, это неверно», начните фразами: «по моей информации», «насколько мне известно». Таким образом ваш диалог приобретёт более нейтральный, объективный оттенок.
Предлагаем помощь, демонстрируем экспертность
Когда клиент начнёт понимать, что его позиция далеко не идеальна, - самое время проявить инициативу. Человек может стесняться напрямую попросить вас о подсказке; чувствуете его смущение – сами предложите помощь. Если человек сомневается, достаточно ли вы компетентны для этого (бывает и такое), приведите примеры успешного решения подобных проблем у других ваших клиентов.
Когда человек уже готов услышать ваше экспертное мнение, настаёт пора использовать приёмы убеждения. О них вы можете прочитать в других публикациях на сайте, например, здесь.